Православная арка в память о местной церкви

Православная арка в память о местной церкви

Тип достопримечательности: Памятники
Поселение: Верхнелуговатское
История разрушенной большевиками Верхнелуговатской церкви
Старожилы рассказывали, что о первой церкви, появившейся в Верхней Луговатке, узнали из рассказов своих родителей. Она была небольшой, деревянной и просуществовала недолго.

Первым священником в Луговатке был отец Василий Марков. Его дочь, Клавдия Васильевна Маркова, была первой учительницей в селе. В 1915 году она организовала церковно-приходскую школу, в которой было три класса. Обучение проходило в отдельном домике, где была всего одна комната для занятий, а за небольшой перегородкой находилась сторожка.
В классной комнате висела доска. Писали на ней не мелом, а грифелем. У доски лежало несколько розг. Их применяли в случае, если кто-то из учеников не был готов к уроку, баловался во время занятий.
По воспоминаниям сельчан, Клавдия Васильевна редко использовала розги, потому что она была добрым человеком.

В доме Клавдии Марковой была богатая библиотека, много картин, икон. Учительница была гостеприимна и щедра – знакомые с ней люди могли не только посмотреть картины, но взять почитать книгу.
У Клавдии Васильевны была дочь, внучка, правнук. Последний, по словам местных, жил в Эстонии. Клавдия Маркова умерла в 1932 году и похоронена на местном кладбище. Правнук общался с семьёй бывшей учительницы Верхнелуговатской школы Марии Алексеевны Быхановой и приезжал на могилу прабабушки.
В 2019 году потомки Клавдии Васильевны попросили бывшего директора школы Александра Харина разрешить установить на здании мемориальную доску в её честь. Сегодня памятная табличка находится на центральном фасаде здания.

После смерти отца Василия Маркова священником стал Пётр Раев. Это был человек большого трудолюбия, серьёзный, пользовался у прихожан огромным авторитетом.
Старожилы рассказывали, что однажды верхнелуговатцы решили устроить самосуд над односельчанкой. Отец Пётр вступился за неё, и бедная женщина была спасена от ударов и злых усмешек.
У священника было 11 детей. Сын Митрофан и дочь Клавдия стали врачами, Елена и Варвара – агрономами, Николай – учителем. О других детях сведения отсутствуют.
При отце Петре началось строительство нового храма на средства, собранные жителями Верхней и Нижней Луговатки, а также Некрыловки (сегодня не существующей).

Сельчане решили построить новую церковь, способную простоять века. Фундамент сделали очень прочным. В цемент добавляли яйца, которые люди приносили вёдрами.
Новый храм получился очень красивым, был сооружён в византийском стиле. Здание было белокаменное, крытое оцинкованным железом, с огромным куполом, увенчанным золотым крестом.
В церкви была высокая колокольня с большим и малыми колоколами. В дни православных праздников торжественный и мелодичный перезвон далеко разносился по окрестностям села. В зимнюю пору, особенно в плохую погоду, постоянно звонил будничный колокол, помогающий путникам найти дорогу.

По словам краеведа Галины Власовой, местные говорили, что маковку храма было видно из Усмани. А это 50 км расстояния.
Церковный иконостас сиял позолотой. Специально приглашённые мастера расписывали изнутри здание картинами, изображающими жизнь Христа, Богородицы и великих апостолов, угодников, праведников, святых.
При церкви был большой хор, который размещался на специальном возвышении, над головою прихожан. Участниками хора, например, была местная семья Хариных. В церкви совершались венчания, крещения, отпевания.
Из рассказов старожилов известно, что прихожане в храме стояли по обе стороны от входа: жители Верхней Луговатки располагались с одной стороны, а жители Нижней Луговатки – с другой. Входя в церковь, люди разувались, так как полы здесь были деревянные, да ещё и покрашены (в большинстве домов полы оставались земляными). Освещался храм огромной люстрой, на которой горели зажжённые свечи. Удивляло людей то, что их горения хватало на всю службу.

Пётр Раев служил до 1926 года, потом он переехал в Тамбов, где скончался от сердечного приступа.
Вскоре после его отъезда церковь разделили перегородкой. В одной половине совершали богослужения, а в другую ссыпали рожь. Некоторое время в церковной караулке проводились учебные занятия.

В 1936 году по приказу районных властей церковь закрыли. Пришло распоряжение о разрушении храма. Исполнителями стали некоторые сельские активисты. Старожилы утверждают, что все они ушли из жизни раньше времени за такой грех.
Сначала сняли колокола и увезли в Верхнюю Хаву. Ломали церковь двумя тракторами. Рассказывали, что из-за большой высоты храма его фрагменты разлетались на сотни метров. Долго не удавалось разрушить фундамент. В полуразрушенной церкви устроили пляску под гармошку, а после этого начали грабить её.
Чтобы не увезли иконы, церковную утварь, люди разбирали их по домам. В доме Евдокии Ивановны Косяковой до 1990-х годов ХХ века в качестве иконы висела плитка от церковного иконостаса. Она её передала в школьную музейную комнату.
Окончательно здание церкви было разрушено в послевоенный период. Местные жители рассказывали о том, что на сохранившейся после разрушений стене в вечернее время показывали фильмы, привезённые из района.
Сегодня на месте, где стояла церковь, находится памятник воинам-односельчанам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. А в 2010 году в центре села установили арку, которую венчает небольшой крест в память о когда-то стоявшем здесь величественном храме.